Синтез буддийских философских
                           школ Татхагатагарбха и Йогачара
                               (школа, с которой я согласен)
 
    Философия школы йогачара - сложнейшая из всех не только буддийских, но и вообще индийских систем. 
Её создатели - сводные братья Асанга и Васубандху (автор "Абхидхармакоша"). Йогачара тесно связана с Учением о Трёх Поворотах Колеса Дхармы, провозглашённой в "Сандхинирмотана сутре" (вторая половина 4 в. н.э.)
("Сутра о развязывании узла глубочайшей тайны") - высшая и окончательная истина, открытая Буддой (с точки зрения школы йогачара). 
   Согласно ей все три мира (мир желаний, мир форм и мир неформ) - суть "только лишь сознание".
 
   Йогачара ("практика йоги") - философия, выполняющая функцию йоги (ставшая йогой). Задача буддийской йоги: преобразование сознания человека, поворот в самом его основании, чтобы из обычного сансарического состояния стать Буддой (просветлённым, пробуждённым существом). Философия йогачары посвящена одному: выяснению того, как функционирует сознание, каковы механизмы его деятельности и преобразования. Сознание - источник различений, ментальных конструктов, формирующих сансару. Йогин, практикуя буддийскую йогу, постигает природу, функции, корни сознания - источника сансары, изживает его, заменяя сознание двойственноости (различающего знания субъект - объект) на недвойственный гносис - знание (джняна). И внешние объекты и воспринимающий их субъект - иллюзии их восприимчивости как внешних по отношению к сознанию. Есть световые и звуковые волны различной длины, которые кодируются нашими рецепторами (органами чувств и мозгом) как "краски", "цвета", "звуки".  Эти "краски", "цвета", "звуки" - субъективны, целиком обусловлены состоянием воспринимающего их органа чувств. Вначале развёртываещееся вовне сознание само конструирует объекты, привязанности, перенося на них свои качества и свойства, а потом за них же и "хватается", формируя влечения и привязанности. Сознание учавствует с самого начала в процессе восприятия. Абхидхарма выделяла 6 типов чувственного сознания: 1) зрительное 2)слуховое 3)обонятельное 4)осязательное 5) вкусовое 6) "умственное" ( ум("манас") - также воспринимающая способность, его объекты - мгновенные психофизиологические совокупности ("дхармы") нематериальных составляющих индивидуума: различающей способности ("моё", "не моё", "это", "то"),  чувствительности (положительной, отрицательной и нейтральной реакции на объекты и "Я"),  волевых формирующих принципов (добродетелей, пороков, ...) деятельности). Эти 6 видов сознания вместе с 6 способностями восприятия (6 органов чувств) и с 6 объектами восприятия (цветоформа, звук, запах, ...) образовывали классификацию "дхарм" по базам познания (18 "дхату"). Йогачара добавила ещё 2 сознания: манас клиштамановиджняна ("загрязнённый, цепляющийся омрачённый ум") и алая-виджняна ("базовое сознание"). "Загрязнённый, цепляющийся омрачённый ум" образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за "Я". "Базовое сознание" - корень и источник ментпльного конструирования и сансарического существования.
   Именно манас ("Загрязнённый, цепляющийся омрачённый ум") ответственн за возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства: "это я, а это другие люди", "это я, а это внешний мир", "это мое, а это не мое" и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения. Манас - корень всех форм эгоизма и эгоцентризма. Феноменологически манас также является осью, объединяющей все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое "личностью". Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана - простого вечного субстанциального "я", или души. Это "нечто" и есть восьмое сознание - алая виджняна (буквально: "сознание сокровищница", "сознание хранилище".Алая виджняна, таким образом, является коренным сознанием (мула виджняна), или, как говорят тибетцы, это есть "сознание - корень всего" (тиб. сем кюн жи/семс кюн гжи). Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их нтенциональностью и содержаниями проистекают из алая виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Но алая виджняна никоим образом не Абсолют и не субстанция. Во первых, алая виджняна относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. Во вторых, алая виджняна представляет собой не покоящуюся, "пребывающую" субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. 
   Естественно, что алая виджняна, как и все проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. В третьих, алая виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к "своей" алая виджняне, которая сама предлежит субъектно объектной дихотомии. Как уже говорилось, само слово "алая виджняна" означает "сознание сокровищница". Но какие же "сокровища" хранятся в этом "вместилище"? Интересно, что, согласно йогачаре, сама алая виджняна вполне пассивна и ничего как таковая не производит, будучи своего рода текучей "оболочкой", "контейнером". Но в этом контейнере, как зерна в мешке (метафора оригинальных текстов),покоятся "семена" (биджа). Эти "семена" суть не что иное, как "энграммы", элементарные единицы информации (в самом широком смысле этого слова), закладывающиеся в алая виджняну с безначальных времен в процессе развертывания психического опыта субъекта. Все воспринятое и пережитое субъектом попадает в "сознание сокровищницу" и хранится в ней в виде "семян" опыта. Но в надлежащий момент, определенный кармой существа, эти семена под воздействием присущей им так называемой силы, или энергии сознания (мати шакти), начинают "прорастать", то есть проецировать свои содержания вовне. В результате алая виджняна полагает себя в виде эмпирического субъекта, с которым она себя и отождествляет ("присваивает" его), и коррелирующего с ним мира чувственно воспринимаемых объектов. Понятно, что "костяком" эмпирического субъекта являются семь эмпирических форм сознания, в свою очередь, представляющими собой превращенные формы базового сознания . В процессе восприятия в алая виджняну закладываются новые семена - биджа, и весь процесс повторяется. При этом нельзя сказать, что было раньше - "курица или яйцо", то есть был ли первый акт проекцией "семян" или же закладыванием "семян" в "мешок" алая виджняны в процессе восприятия. Этот вопрос абсолютно некорректен, поскольку эти процессы не имели никакого абсолютного начала, они безначальны.
   Здесь уместен такой пример. Представьте себе спящего человека, видящего сны. Его мозг - алая виджняна. Этот мозг полагает свои содержания в виде эмпирического субъекта сновидения (то есть того "я", с которым отождествляет себя во сне спящий человек) и множества объектов, которые этот субъект принимает за реальные вещи объективного мира, хотя и он, и объекты представляют собой лишь проекции мозга спящего и сводятся к нему (при этом мозг как бы трансцендентен субъектно - объектной дихотомии сновидения). Но мы во сне, как правило, черпаем материал для сновидений из опыта бодрствования, а алая виджняна получает материал для новых "порций" психического опыта исключительно из предшествующего психического опыта. То есть спящий из нашего примера всегда спит, черпая материал для своих сновидений из предыдущих сновидений.
    Почему семена вообще проецируют свои содержания вовне? Здесь следует разъяснить еще один йогачаринский термин - васана. Это слово буквально означает искурение (например, курительной палочки) или источение аромата (цветком, надушенной женщиной). Обычный пример: мимо прошла надушенная женщина. Она уже ушла, но аромат ее духов еще разлит в воздухе. Таким образом, "васана" - это некое остаточное впечатление, привычка, склонность к определенному поведению. Например, представьте себе, что вы всегда ходите до станции метро одной и той же дорогой, но из-за ремонта ее перегородили, и вам надо изменить маршрут. Выходя из дома, вы знаете, что надо идти не налево, как всегда, а направо, но вы тем не менее каждый раз вначале по привычке поворачиваете налево. Вот это воздействие привычки и есть васана.     Это слово по разному переводилось на русский язык - "следы", "отпечатки", "следы - впечатления", "сила привычки" и т. д. Но, пожалуй, наиболее удачной попыткой перевода можно считать все же выражение "сила привычки" или "энергия привычки"; кстати, именно на этом варианте остановились многие китайские переводчики буддийских текстов (кит. си ци).
    Йогачара полагает, что с безначальных времен в алая виджняне накопилась васана (тенденция) к проецированию "семян" вовне. Таким образом, сознание всегда интенционально, однако сила васан определяет эту интенциональность исключительно как направленность вовне, устремленность к опредмечиванию и конструированию иллюзорной субъектно объектной дихотомии, в основе которой лежит влечение и жажда обладания. Для достижения освобождения от сансарического существования, суть которого - страдание, йогину следует радикальным образом трансформировать сознание, полностью изменив его интенциональность. Этот поворот алая виджняны от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название "поворота в {самом} основании" (ашрая паравритти). С него начинается долгий путь к обретению состояния Будды и окончательной нирване.Прежде всего йогину следует "опустошить" алая виджняну от семян - носителей информации, подобно тому как из мешка высыпают зерно. Попутно преодолеваются васаны - сформировавшиеся с безначальных времен тенденции к проецированию содержимого алая виджняны вовне. Тогда алая-виджняна оказывается направленной на самое себя. Теперь это чистое сознание, свободное от какой либо дуальности и дихотомичности, вне субъектно объектной оппозиции. Утратив свои различающие функции, алая виджняна, собственно, перестает быть виджняной, сознанием. Теперь это чистая зеркальная мудрость, совершенный безобъектный гносис (джняна). На этом путь к нирване завершен. Однако следует отметить, что йогачарины как махаянисты не ограничивались хинаянским идеалом нирваны, сделав очень многое для разработки учения о бодхисаттвах и пути бодхисаттв. Именно йогачаринам принадлежит заслуга окончательного для традиции и максимально полного описания пути бодхисаттвы. Они же придали завершенность и махаянской доктрине Трех Тел Будды. Как уже говорилось ранее, йогачарины признавали множественность алая виджнян; каждое живое существо (грахака, эмпирический субъект) с переживаемым им миром объектов (грахья) сводится к "своей" алая виджняне. Из этого следует, что каждое живое существо переживает свой собственный мир, отличный от миров других живых существ, и лишь Будда, в силу своего всеведения (сарваджнята), знает содержания сознания и миры всех существ. Отсюда следует вопрос: почему же миры, переживаемые всеми существами, столь сходны, что могут рассматриваться как один и тот же мир? Ответ йогачары: в силу общности кармы, определяющей уровень развертывания сознания каждого типа существ (людей, животных и т. д.) и характер их тел как объективации их кармических плодов,  к которым и "подстраивается" тип переживаемого ими "объективного" мира. Другими словами, поскольку все мы - люди, то и переживаемые нами миры есть "миры людей", все же различия между ними определены особенностями индивидуальной кармы. Как говорится в "Виджняптиматра сиддхи шастре", подобно тому как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). Согласованность между мирами объясняется определенной корреляцией между кармами существ. Например, сейчас я в моем мире в силу особенностей моей кармы читаю лекцию студентам, причем я не имею доступ в их миры и к их сознаниям. Студенты "моего" мира - лишь образы, миражи. Но каждый из студентов в переживаемых ими мирах, в силу их кармы, слушает мою лекцию. Но при этом я для студентов (как и они друг для друга) - тоже лишь мираж, образ сознания каждого из них. Будда же может реально общаться с каждым существом, непосредственно входя в его сознание. 
Важнейшими йогачаринскими источниками являются следующие тексты:
I. Так называемые трактаты Майтреи - Асанги. 
Это следующие сочинения:
1. Мадхьянтавибхага ("Дискурс о нахождении середины между крайностями"). Это своеобразная пропедевтика йогачары, связывающая ее с мадхьямакой. 
2. Йогачарабхуми шастра, или Йогачарьябхуми шастра ("Трактат о ступенях йогического делания", 
или "Трактат о ступенях {совершенствования}наставников йоги"). Это самый большой по объему 
философский памятник классического индийского буддизма, представляющий собой детальное
изложение системы ранней йогачары в форме анализа ступеней буддийского пути.
3. Махаянасутраланкара ("Украшение из сутр Махаяны") - весьма своеобразный текст, сближающийся по основной тенденции с доктриной Татхагатагарбхи. Знаменит тем, что в нем истинная реальность как она есть описывается в таких нехарактерных для буддизма терминах, как Великое Я (махатман), Высшее Я (параматман) и Чистое Я (шуддхатман). 
4. Абхисамаяланкара ("Украшение сверхреализации") - текст, скорее относящийся к традиции мадхьямаки, нежели йогачары. Написан как комментарий к сутрам праджня парамиты. В Тибете (особенно в школе Гелуг па) считался важнейшим комментарием к праджня парамитским сутрам.
5. Ратнаготравибхага, или Уттаратантра ("Дискурс о драгоценной природе", или "Высшая тантра"), 
- классический текст по теории Татхагатагарбхи без каких либо элементов йогачары.
II. Сочинения по махаянской Абхидхарме, написанные с позиций йогачары. Это прежде всего два трактата Асанги - Абхидхарма самуччая ("Свод Абхидхармы") и Махаяна сам {пари} граха ("Компендиум Махаяны"); последний текст написан в качестве комментария к утраченной ныне Махаяна Абхидхарма сутре.
III. Краткие изложения основ системы. Это прежде всего трактаты Васубандху Вимшатика ("Двадцатистишие") и Тримшика ("Тридцатистишие"), гениальные по своей краткости, систематичности и содержательности произведения: в двух десятках шлок в одном случае и в трех - в другом рассматриваются и решаются сложнейшие вопросы философии сознания. К ним были написаны многочисленные комментарии, важнейшими из которых являются тексты учеников Васубандху - Стхирамати и Дхармапалой. В середине VII века знаменитый китайский паломник, переводчик и буддийский философ Сюань цзан (602? - 664 гг.) собрал в единый свод комментарии к "Тридцатистишию", выбрав в качестве основного комментарий Дхармапалы. Он перевел этот свод на китайский язык, в результате чего получился фундаментальный йогачаринский текст под названием Чэн вэй ши лунь (Виджняптиматра сиддхи шастра - "Компендиум учения о только лишь осознавании").
К этим трактатам Васубандху примыкает также текст Трисвабхава нирдеша ("Рассмотрение трех уровней реальности"); авторство Васубандху подвергается сомнению со стороны ряда буддологов. 
IV. Сочинения поздних йогачаринов. С середины VI века в рамках йогачары появилось новое направление, известное как логико эпистемологическая школа. Ее учение излагается в многочисленных трактатах, посвященных вопросам логики и теории познания в рамках йогачаринской парадигмы и написанных такими крупнейшими мыслителями, как Дигнага (VI в.), Дхармакирти (VII в.), Дхармоттара (IX в.), Ратнакирти (XI в.) и другими. Наиболее известные из этих сочинений - трактаты Дхармакирти Ньяябинду ("Капля логики", или "Учебник логики") и Сантанантара сиддхи ("Свод обоснований бытия других существ" - опровержение солипсизма (учения о существовании только моего существа (и субъекта и объекта)), а также тесно связанный тематически с предыдущим трактат Ратнакирти Сантанантара душана ("Опровержение бытия других существ"). Эти тексты (за исключением последнего) с комментариями Дхармоттары к первому и Винитадэвы ко второму были переведены на русский язык и детально проанализированы академиком Ф.И. Щербатским, сделавшим исключительно много для изучения логико эпистемологического направления йогачары.  
Доктрина Татхагатагарбхи: Наиболее важны для этого учения три сутры - "Татхагатагарбха сутра",
"Махапаринирвана сутра" и "Шрималадэви симханада сутра". "Ланкаватара сутра", в которой также достаточно много места уделено теории гарбхи, отразила этап начала сближения теории гарбхи и философии йогачары. Самой важной шастрой этого направления является один из трактатов Майтреи Асанги, а именно "Ратнаготра вибхага", или "Уттаратантра" (III в.). Экзегеты тибетской школы Гелуг па относят этот трактат к мадхьямака прасангике и считают его учение "окончательным" (нитартха), хотя реальное его доктринальное наполнение очень далеко от мадхьямаки. Помимо этого текста, следует назвать еще приписывающийся Васубандху трактат "О природе Будды" (Буддхаготра шастра) и сохранившуюся только в китайском переводе небольшую работу Сарамати "Махаянский трактат о том, что в дхармовом мире нет различий" (Дхармадхату авишеша шастра; Да чэн фацзе у чабе лунь). Другие трактаты, в которых идеи гарбхи являются  пределяющими, уже содержат в себе значительный элемент философии йогачары. Синтез теории гарбхи и йогачары проявился, в частности, во введении йогачаринской терминологии (алая виджняна, васаны и др.) и в сближении терминов "Татхагатагарбха" и "алая виджняна". Вершины и полной теоретической зрелости этот синтез достиг в тексте, написанном, по всей видимости, в Китае, в VI веке и на китайском языке. Это "Трактат о пробуждении веры в Махаяну" (Да чэн ци синь лунь; Махаяна шраддхотпада шастра), приписывающийся без всякого на то основания Ашвагхоше (I в. н.э.), автору знаменитой поэмы о жизни Будды "Буддхачарита". Доктрина Татхагатагарбхи ("Природа Будды как истинная действительность"): каждое живое существо по своей природе есть Будда, и эта природа лишь должна быть реализована, перведена из потенциального состояния в актуальное. "Татхагата" - "Так приходящий, Буддда", "гарбха" - "зародыш, эмбрион, вместилище". Татхагатагарбха - синоним абсолютной Реальности (Единого Абсолютного Ума), порождающего сансару и нирвану. Этот Ум - абсолютно транцендентен различающему и контролирующему субъект-объектную двойственность сознанию, он наделён бесчисленными качествами и свойствами, не отличающимися от самой субстанции Ума, присутствует в живых существах в качестве ростка состояния Будды. Атрибуты этого Ума: Постоянство, Блаженство, Самость, Чистота - прямая противоположность фундаменальным качествам Сансары: Непостоянство, Страдание, Бессущностность (Бессамостность), Загрязнённость. В теории гарбхи генезис сансары объясняется так: охваченная клешами Татхагатагарбха превращается в алая-виджняну, проецирующую свои омрачённые содержания "вовне" и таким образом порождающую сасарическое существование. 
 
    Теория Татхагатагарбхи старше йогачары, их слияние - "Ланкаватара-сутра" (4 в. н.э.): 
алая-виджняна есть охваченная клешами (омрачениями) Татхагатагарбха, Татхагатагарбха - очищенная от клеш (омрачений) алая-виджняна. Обретение состояния Будды возможно, т.к. алая -виджняна по своей собственной природе суть Татхагатагарбха - Абсолютный Ум Будды, его Дхармовое Тело (Тело Истины).Ветры неведения дуют над спокойными по своей природе водами океана пробуждённого Ума и вздымают на нём волны сансары.        Прекращение ветра (нирвана "угасание огня", "прекращение ветра") приводит к возвращению к их естественному состоянию покоя и гладкой зеркальности. Но возникает новый вопрос : откуда берётся ветер неведения ? Почему изначально просветлённая гарбха вдруг оказывается охваченной клешами(омрачениями - неведением, привязанностью, гневом, источник которых - неведение об отсутствии отдельного от всего остального существования феноменов и явлений), откуда вообще берутся эти клеши (омрачения) ? Ответ: "Трактат о пробуждении веры в Махаяну" (6 в.н.э., автор - Парамартха). 
 
    Суть этого Учения: Единственной реальностью (бхутататхата; чжэнь жу) является изначально пробужденный Единый Ум (экачитта; и синь). Пробуждение образует саму субстанцию его собственной природы. Однако в этом Уме изначально присутствует и непробужденный аспект. Он сугубо акцидентален и условен, однако именно он является причиной формирования сансары. Единый Ум в аспекте его непробужденности, омраченности является алая виджняной. Суть же этой имманентной Единому Уму омраченности заключается во влечении, привязанности, что побуждает Ум некоторым иллюзорным образом полагать себя в виде субъекта и объекта. Дихотомия субъект объект создает условия для актуализации омраченной природы клеш и развертывания сансарического существования.
   Однако во всех существах сансары как зародыш присутствует изначально пробужденный Единый Ум, Татхагатагарбха; этот зародыш как бы побуждает человека освободиться от клеш, сопряженных с неведением, и реализовать свою изначально совершенную природу, которая есть природа Будды (то есть начинается как бы процесс зеркально отражающий описанный выше, процесс элиминации непробужденного аспекта Абсолюта). Достигая пробуждения (подобно царевичу Сиддхартхе Гаутаме под Древом Бодхи), человек уничтожает как клеши (аффекты), так и препятствия, связанные с неведением, и реализует тождественность своей собственной природы с природой Единого Ума. И это обретенное пробуждение сущностно тождественно изначальному пробуждению, образующему субстанцию абсолютной реальности Единого Ума. В результате все феномены сансары исчезают, подобно сну после пробуждения или волнам после того, как прекращает дуть вздымающий их ветер. Интересно, что "Трактат о пробуждении веры в Махаяну" обеспечивает теоретическим обоснованием и махаянский культ; истинная реальность извечно пробужденного Ума изнутри воздействует на сознание людей, формируя васаны, направляющие людей к добру и совершенствованию. Это воздействие также противодействует васанам, накапливающимся в алая виджняне и стимулирующим кармическую активность живых существ, привязывающую их к сансаре. А это уже похоже на идею божественного промысла теистических религий. Кроме того, влияния природы Единого Ума могут принимать в индивидуальном сознании образы наставляющих человека на путь добра Будд и бодхисаттв, которые как раз и почитаются в многочисленных богослужебных ритуалах и литургических церемониях махаянского буддизма.
 
Источник и литература: книга Е.А. Торчинов "Введеие в будддологию".

http://www.koob.ru/torchinov/vvedenie_v_buddologiyu_kurs_lektcii

 

Теги: Синтез Буддийских Философских Школ Татхагарбха и Йогачара; сансара; нирвана; Будда; Татхагарбха; Йогачара; алая виджняна; манас; Единый Ум; базовое сознание; загрязнённый; клеши; аффекты; омрачения; бодхисаттва; неведение; гнев; привязанности; причина; добродетели; йога; философия; зародыш; семя;  мир желаний; мир форм; мир неформ; дхармы;