Социальная сеть
Каталог разделов
- Главная
- Буддизм
- Мир православия
- Экология Человека
- Концертный зал
- Своя колея
- Страна мастеров духа
- Христианские фильмы
- Загадки Истории книги
- Загадки Истории видео
- Страна Литературия
- Сборник стихов и прозы
- Лекторий "Клуб мудрецов"
- Библиотека философии
- Размышления на тему
- Дорогие сердцу книги
- Документальное видео
- Художественное кино
- Программы для сайта и чтения PDF книг
Вход/Регистрация
Войти
Регистрация
Бюро знакомств
Подписка/рассылка
Сейчас на сайте
Сейчас 548 гостей онлайн
07.10.2012 00:13 | Автор: Lifan_40
( 0 Голосов )
Четыре благородные истины.
1. Наличие страдания.
2. Причина страдания.
3. Прекращение страдания.
4. Путь, который ведет к прекращению страдания.
Эти Четыре Благородные Истины (Арья-Са- тья) и составляют суть Просветления (или Озарения) Будды. В древней сутре они звучат следующим образом:
«I. Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, пребывание с немилым - страдание, недостижение желаний - страдание и, словом, вся пятиричная привязанность к земному - суть страдание.
1. Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это - Тришна (желания, жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость: жажда бытия, жажда тленности.
2. Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны (желаний), конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение, оставление.
3. Вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению всякой скорби и страдания: это поистине священный восьмиричный путь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное созерцание.»
Первая Благородная Истина напоминает и объясняет, что все существующее (человек, в том числе) подвержено страданию. Молодей Сиддхар- та был поражен увиденными картинами страданий человека. Но просветленный Будда увидел не просто и не только эти картины, но их истоки, вызывающие все без исключения несчастья: рождение, старость, болезни, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние - все, что порождено привязанностью к земной жизни. Все страдания можно условно разделить на несколько групп:
а. Такие явления, как рождение, старость, смерть, печаль, отчаяние, расставание с друзьями, неисполнение мечты, желания - все эти характерные особенности существования есть страдания.
Пока от них не избавишься, не покончишь с ними - жизнь нельзя называть счастливой, но поскольку они неотделимы от жизни, то и саму жизнь следует рассматривать как страдание. Все радостное и желанное завершается страданием, поскольку оно временное, непостоянное. Такое счастье обманчиво, так как заканчивается слезами и печалью.
б. Слово «страдание» имеет не только физический и психологический смысл. Термин имеет философское значение: страдание - это подверженность циклу возникновения и разрушения (самсара); подверженность обладанию и потере; временности (или моментальное) существования, т.е. непостоянности.
Из вышесказанного вытекает Вторая Благородная Истина - о причине страдания. Будда объясняет происхождение зла и страданий Концепцией естественной причинной связи. Согласно этой концепции, все имеет свою причину, все зависит от определенных условий. Поскольку каждое событие порождается определенными условиями, то должно существовать нечто, бытие чего порождает страдание, т. е. причина страдания.
Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т.п.), обозначенные словом «джара-мора- на», согласно учению Будды, возникают из факта рождения (джати). Если бы человек не был рожден, он не знал бы этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, вызвано стремлением к существованию (бхава). Это стремление вызывается нашей умственной привязанностью к земным вещам. Такая привязанность, в свою очередь, возникает из нашей жажды (тришна), страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира, зрелищами, звуками, едой и т.д. Но откуда происходит это желание? Причиной жажды, стремления является предыдущий чувственный опыт, связанный с некоторыми приятными ощущениями (ведана). Этот чувственный опыт невозможен без соприкосновения, т. е. без контакта между органами чувств и объектами. Контакт, в свою очередь, не мог возникнуть без наличия шести органов чувств и познания - пяти чувств и ума (шад-аяина). Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма (нама-рупа), что составляет воспринимающую сущность человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы был мертв, то есть лишен сознания (виджняна). Сознание, которое входит в эмбрион, результат впечатлений (самска- ра или карма) нашего прошлого бытия (существования). Последняя ступень состояний нашей прошлой жизни, предшествующей сегодняшней жизни, содержит в концентрированном виде впечатления, -результат всех предшествующих прошлых мыслей, деяний, намерений, впечатлений, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения (авидия) истины. Если бы временная, преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком полностью, тогда не возникло бы кармы, которая вызывает новое рождение. Следовательно, незнание, неведение, есть главная и основная причина впечатлений, и следовательно, стремления к новому рождению.
Итак, двенадцать звеньев в цепи страданий образуют цепь причинной зависимости, которая составляет Колесо Бытия - бхава чакра:
5. Страдания, старость, смерть вызваны рождением (джана-марана).
6. Рождение - стремлением к существованию (джати).
7. Стремление вызвано умственной привязанностью к объектам внешнего мира (бхава).
Привязанность вызвана жаждой,
желанием обладать предметами, властью, людьми (упадана).
8. Жажда вызвана чувственным восприятием, впечатлениями (ведана).
9. Чувственное восприятие вызвано чувственным соприкосновением с объектами (спарша).
10. Чувственное соприкосновение - шестью органами чувств и познания (шад-аятана).
11. Шесть органов познания вызваны эмбриональным периодом развития организма (тела и разума) (нама pyria).
12. Эмбрион не может развиваться без первоначального сознания (виджняна).
13. Первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни (карма).
14. Эти впечатления вызваны неведением истины (авидья).
15. Неведение истины - причина цепи страданий и начало нового круга воплощений.
Двенадцать звеньев цепи страданий можно представить как описание прошлой, настоящей и будущей жизни, которые причинно связаны следующим образом: настоящую жизнь можно полностью объяснить как следствие прошлой жизни и причину будущей жизни. Обусловленность внешних явлений в жизни человека зависит от внутренней движущей силы сознательного и бессознательного желания, то есть жизненный процесс - бхава - стремление родиться, существовать, быть, воплощаться в теле зависит от внутреннего предрасположения, сознания.
Третья Благородная Истина говорит о прекращении страдания и вытекает непосредственно из Второй, то есть несчастья, страдания зависят от некоторых причин, условий. Если прекратить или устранить условия, которые порождают страдания, тогда прекратится и страдание.
Выполняя определенные условия, освобождение от страданий можно и нужно достигнуть уже при этой жизни. О таком человеке говорят, что он стал Архатом (святым), а состояние освобождения от страдания - называют Нирвана или сатори. Такое состояние вовсе не означает бездеятельности или отстранения себя от активного участия в жизни. Примером служат сорок пять лет активной просветительской деятельности самого Будды, а также жизнь почти всех святых - Архатов. Они странствовали, проповедовали, основывали братства.
Итак, по мере просветления возрастает любовь и сострадание ко всем живым существам, что заставляет просветленного, достигшего совершенства, делиться со своими ближними достигнутыми знаниями и работать ради их морального усовершенствования, так как человек создан не для испытаний страданием, а как существо, которому надо посочувствовать и помочь.
Хотя Нирвана, по учению Будды, прекращает цикл реинкарнаций, и следовательно, прекращает всяческие страдания и условия, порождающие будущую жизнь в этом мире, это не означает, что прекращается всякое существование освобожденного. Очевидно, после своей физической смерти просветленный пребывает в иной форме бытия. Но этот вопрос входит в те, на которые Будда отказывался отвечать, вероятно, потому, что состояние освобождения невозможно описать понятиями обычного опыта.
Четвертая Благородная Истина - путь к освобождению от страданий. Это путь (магра), по которому следовал Будда и по которому может пойти ищущий Истину человек.
Путь, указанный Буддой, состоит из восьми ступеней или правил - они составляют основу буддийской морали.
Он назван восьмеричным путем.
Другие статьи:
← История Будды - 5 | Восьмеричный путь - 7 → |
---|
Последние новости:
- 07/10/2012 01:00 - Дхарма Чакра Правартана - 10
- 07/10/2012 00:54 - Первая проповедь Будды в Сарнатхе - 9
- 07/10/2012 00:44 - История Будды - 0
- 07/10/2012 00:34 - Заповеди Будды - 8
- 07/10/2012 00:19 - Восьмеричный путь - 7
Предыдущие статьи:
- 06/10/2012 23:49 - История Будды - 5
- 06/10/2012 23:41 - История Будды - 4
- 06/10/2012 23:34 - История Будды - 3
- 06/10/2012 23:29 - История Будды - 2
- 06/10/2012 23:16 - История Будды - 1
Обновлено (23.10.2013 17:46)