Социальная сеть
Каталог разделов
- Главная
- Буддизм
- Мир православия
- Экология Человека
- Концертный зал
- Своя колея
- Страна мастеров духа
- Христианские фильмы
- Загадки Истории книги
- Загадки Истории видео
- Страна Литературия
- Сборник стихов и прозы
- Лекторий "Клуб мудрецов"
- Библиотека философии
- Размышления на тему
- Дорогие сердцу книги
- Документальное видео
- Художественное кино
- Программы для сайта и чтения PDF книг
Вход/Регистрация
Войти
Регистрация
Бюро знакомств
Подписка/рассылка
Сейчас на сайте
Сейчас 271 гостей онлайн
26.04.2012 18:29 | Автор: Kanif_Baul
( 0 Голосов )
Обостренное восприятие, которым обладает суфий, иногда помогает ему
переживать вещи, совершенно не воспринимаемые другими. Но, зная об этом,
последователи других школ обычно проявляют недостаток восприимчивости,
говоря или делая определенные вещи, в которых суфии совершенно ясно видят
признак их духовной незрелости. В таких ситуациях они чаше всего обходятся
без комментариев. Эту способность к восприятию можно проиллюстрировать с
помощью другой насреддиновской истории:
"Желая попросить милостыню, Насреддин подошел к большому дому.
"Хозяина нет", - сказал слуга.
"Прекрасно, - воскликнул мулла, - и хотя он ничем не смог помочь мне,
передай, пожалуйста, своему хозяину мой совет. Скажи: "Когда будешь
уходить в следующий раз, не оставляй свое лицо на окне - его могут
украсть".
Люди не знают, как начинается путь к озарению, поэтому неудивительно, что
они могут увлечься каким-нибудь культом, который запугает их всевозможными
теориями, при этом они будут убеждены в своей способности отличать истину
от лжи.
Насреддин освещает этот процесс различными способами.
"Как-то раз сосед увидел, что Насреддин ищет что-то, стоя на коленях.
"Что ты потерял, мулла?"
"Свой ключ", - ответил Насреддин.
Через несколько минут сосед опять спросил: "А где ты обронил его?"
"Дома!"
"Тогда почему же ты ищешь его здесь?"
"Потому, что здесь светлее".
Многие суфии используют эту известную насреддиновскую историю, комментируя
с ее помощью действия людей, ищущих экзотические источники озарения. Она
была частью репертуара последнего "метафизического клоуна" Мюнхена Карла
Валентина.
Механизм логического обоснования весьма препятствует развитию способности
к восприятию. Суфийское влияние может часто не оказывать никакого
воздействия потому, что его не могут воспринять должным образом.
"К Насреддину пришел сосед и попросил одолжить ему веревку для белья.
"Извини, но я сушу на ней муку", - сказал Насреддин.
"Как же можно сушить муку на веревке?" - спросил сосед.
"Это не так трудно, как ты думаешь, особенно если не хочешь одалживать ее".
Здесь Насреддин олицетворяет собой увертливую часть ума, которая не может
понять, что к истине не следует стремиться с помощью таких стандартных
методов.
Для развития ума характерны постоянные изменения и ограниченная польза,
которую можно извлечь из использования любой особой техники. Повторяющие
себя системы игнорируют эту особенность суфийской практики, они
способствуют обусловленности ума и создают ощущение достижений или
близости к ним, в действительности не приводя ни к чему. В одном из
рассказов предпринята попытка осветить этот факт:
"Как-то раз мулла чуть не упал в лужу, но в последний момент ему помог
какой-то прохожий. Встречая Насреддина впоследствии, этот человек каждый
раз напоминал ему о том, как он спас его от неприятного купания.
В конце концов, мулла не выдержал. Он привел своего спасителя к той же
самой луже, залез в нее по горло и закричал: "Сейчас я такой же мокрый,
каким был бы, если бы не встретил тебя! Оставишь ты меня, наконец, в
покое?"
Обычные шутки или басни, содержащие только одну идею, нельзя сравнить с
насреддиновской системой, задуманной как сопереживание рассказа,
оказывающее и внутреннее и внешнее, или поверхностное, воздействие.
Обычные притчи, басни и шутки считаются лишенными мистического содержания,
т. к. они не обладают силой проникновения или же подлинной возрождающей
силой.
Несмотря на то, что оригинальность и смысл насреддиновских историй намного
превосходят собой то, что вложено в такие известные комические фигуры, как
русский Балда, арабский Джуха или итальянский Бертольдо, некоторое
представление о разнице в глубине этих историй можно составить с помощью
шуток муллы и их отрицательных эквивалентов, содержащихся в других
литературных произведениях.
Один из дзэнских рассказов представляет собой интересный пример. В этом
рассказе монах просит своего учителя описать ему высшую реальность. Мастер
показывает монаху гнилое яблоко и с помощью этого знака тот воспринимает
истину. Нам остается неясным, что именно приводит к озарению и что лежит
за ним.
Насреддиновский рассказ о яблоке восполняет большое количество упущенных
деталей: "Насреддин находился в кругу своих учеников, когда один из них
спросил его о взаимосвязанности этого мира с вещами, относящимися к
другому измерению. Насреддин сказал: "Ты должен понимать аллегории".
Ученик сказал: "Покажи мне что-нибудь практически - например, райское
яблоко".
Насреддин поднял яблоко и дал этому человеку. Тот сказал:
"Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно было бы
совершенным".
"Небесное яблоко действительно должно быть совершенным, - ответил
Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способность
судить о небесном яблоке в частности, а также то, что ты, как и все мы,
находишься сейчас в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты все
равно не увидел бы райское яблоко в ином виде".
Ученик понял, что термины, используемые нами для обозначения
метафизических вещей, основаны на вещах физического мира. Для того, чтобы
достичь другого измерения сознания, мы прежде всего должны установить, как
именно следует понимать это измерение.
Этот насреддиновский рассказ, который вполне мог быть причиной
возникновения аллегории яблока, предназначен для того, чтобы помочь уму
слушателя уловить некоторые вещи, необходимые для подготовки сознания к
определенным переживаниям, к которым невозможно подойти без
соответствующей подготовки.
← Тонкости Муллы Насреддина 2 | Тонкости Муллы Насреддина 4 → |
---|
Последние новости:
- 26/04/2012 19:10 - Тонкости Муллы Насреддина 8
- 26/04/2012 19:04 - Тонкости Муллы Насреддина 7
- 26/04/2012 18:54 - Тонкости Муллы Насреддина 6
- 26/04/2012 18:49 - Тонкости Муллы Насреддина 5
- 26/04/2012 18:38 - Тонкости Муллы Насреддина 4
Предыдущие статьи:
- 26/04/2012 17:39 - Тонкости Муллы Насреддина 2
Обновлено (26.04.2012 18:43)