Социальная сеть
Каталог разделов
- Главная
- Буддизм
- Мир православия
- Экология Человека
- Концертный зал
- Своя колея
- Страна мастеров духа
- Христианские фильмы
- Загадки Истории книги
- Загадки Истории видео
- Страна Литературия
- Сборник стихов и прозы
- Лекторий "Клуб мудрецов"
- Библиотека философии
- Размышления на тему
- Дорогие сердцу книги
- Документальное видео
- Художественное кино
- Программы для сайта и чтения PDF книг
Вход/Регистрация
Войти
Регистрация
Бюро знакомств
Подписка/рассылка
Сейчас на сайте
Сейчас 309 гостей онлайн
26.04.2012 18:38 | Автор: Kanif_Baul
( 0 Голосов )
Отличительной чертой насреддиновского суфийского метода является именно
такая постепенная подготовка сознания. Вспышка интуитивного понимания,
проявляющегося в результате воздействия этих историй, представляет собой
не интеллектуальное переживание, а первичную стадию озарения. Она является
средством для восстановления способности к мистическому восприятию в
порабощенных умах, которые становятся все более и более обусловленными в
результате воздействия обычных систем подготовки.
Насреддиновская шутка, лишенная (возможно, в процессе перевода) своей
технической терминологии, может сохранять юмор, но в таких случаях большая
часть ее первоначального импульса может быть утрачена. В пример можно
привести шутку о соли и шерсти:
"Нагрузив своего осла солью, Насреддин отправился на базар. По дороге им
пришлось переходить вброд речку, и часть соли растворилась. Вес груза
уменьшился и на другой берег осел вышел повеселевшим, зато Насреддин был в
ярости. На следующий базарный день он нагрузил корзины шерстью. Теперь
осел уже чуть не падал под весом своего намокшего груза.
"Так-то! - сказал ликующий Насреддин. - Это заставит тебя задуматься,
будешь ли ты каждый раз выигрывать от перехода реки вброд!"
В арабском оригинале этого рассказа использованы два технических термина -
соль и шерсть. "Соль" (мильх) является омонимом слова, которое переводится
как "доброта, мудрость". Осел символизирует собой человека. Избавляясь от
груза доброты вообще, человек чувствует себя лучше, теряет груз. Но в
результате этого он лишается также и еды, т. к. Насреддин не может продать
соль и купить для него достаточно корма. Слово "шерсть" можно заменить,
конечно, словом "суфий". Во второй раз вес груза увеличивается, как и было
задумано учителем, Насреддином, но увеличивается только на время
путешествия до рынка. Конечный результат на этот раз будет лучше, потому
что Насреддин продаст более тяжелую намокшую шерсть за большую цену, чем
сухую.
Другая шутка, которую можно найти у Сервантеса ("Дон Кихот", гл.5),
остается шуткой, хотя технический термин "страх" переводится здесь без
всяких пояснений:
"Жестокий и невежественный правитель сказал Насреддину:
"Я повешу тебя, если ты не докажешь мне, что действительно обладаешь тем
глубоким восприятием, которое тебе приписывают". Насреддин сразу же
заявил, что может видеть золотых птиц в небесах и демонов подземного
царства. Король спросил его: "Как же ты можешь делать это?" - "Кроме
страха для этого ничего не нужно", - ответил мулла".
"Страхом" суфии называют активизацию сознания, с помощью которой можно
достичь сверхчувственного восприятия. В этой области формальный интеллект
непригоден, здесь используются иные возможности человеческого ума.
Однако Насреддину, использующему совершенно оригинальные методы, удается
поставить себе на службу сам принцип интеллектуального мышления. Отражение
этого факта можно найти в "Легенде о Насреддине", где подробно говорится о
том, как Хуссейн, основатель этой системы, вырвал своего посланца
Насреддина буквально из лап "Старого Негодяя", иными словами, из власти
той грубой системы мышления, которой почти все мы привыкли пользоваться.
В арабском языке слово "Хуссейн" ассоциируется с понятием добродетели.
"Хассейн" означает "сильный, труднодоступный".
"Хуссейн обошел уже весь мир в поисках учителя, который должен был
передать его послание через поколения и был уже почти на грани отчаяния,
как вдруг услышал какой-то шум. Старый Негодяй отчитывал одного из своих
учеников за его шутки. "Насреддин! - ревел Негодяй, - за твое
непочтительное отношение я обрекаю тебя на всеобщее осмеяние. Впредь, если
будет рассказана хоть одна из твоих бессмысленных историй, необходимо
будет в определенной последовательности прослушать еще шесть других и
только тогда твоя нелепость станет очевидной".
Считается, что мистический эффект семи насреддиновских историй, изученных
в определенной последовательности, столь велик, что его достаточно для
подготовки к озарению изучающего.
"Хуссейн, подслушавший этот разговор, понял, что в каждой ситуации
заключаются средства противодействия ей, и что имен, но таким способом все
зло Старого Негодяя можно будет представить в его истинном свете. Он решил
сохранить истину с помощью Насреддина.
Хуссейн явился к Насреддину во сне и передал ему часть своей бараки,
суфийской силы, которая помогает проникать в истинную суть вещей". С тех
пор все рассказы о Насреддине стали произведениями "независимого"
искусства. К ним можно было относиться как к шуткам, но они обладали и
метафизическим смыслом; они были бесконечно сложными и имели отношение к
природе завершенности и совершенства, исчезнувших из сознания людей
вследствие развращающей деятельности Старого Негодяя.
Если рассматривать бараку с обычной точки зрения, у нее можно обнаружить
много "магических" свойств, но в действительности барака - это единство -и
энергия, а также субстанция объективной реальности. Одним из свойств ее
является то, что человек, наделенный ею, или любая вещь, содержащая
бараку, сохраняют ее независимо от степени воздействия на них людей
неразвитых. Отсюда следует, что даже простое повторение насреддиновских
шуток приносит с собой определенное количество бараки; размышление над
ними это количество увеличивает. С помощью этого метода учение Насреддина,
пошедшее от Хуссейна, было навеки выражено так, что его уже невозможно
было полностью извратить. Подобно тому, как вода в любом виде сохраняет
свою сущность воды, в насреддиновских историях сохраняется некий
постоянный минимум, который отвечает на призыв и может увеличиваться, если
ему уделять внимание. Этим минимумом является истина, через которую лежит
путь к реальному сознанию.
Насреддин - это зеркало, в котором человек видит себя самого. Это зеркало
отличается от обычного тем, что чем больше смотришь в него, тем яснее
проступают в нем черты настоящего Насреддина. Это зеркало сравнивают со
знаменитой чашей персидского героя Джамшида, которая отражает собой весь
мир и в которую "смотрят" суфии.
Т. к. суфизм основан не на внешней деланности, а на всестороннем охвате,
насреддиновские истории следует не только переживать, но и думать о них.
Далее, переживания, связанные с каждой отдельной историей, помогут мистику
"возвратиться домой". Проявление суфием способности к высшим формам
восприятия свидетельствует о том, что первый шаг на этом пути сделан. В
этом случае он будет способен к правильной оценке ситуации с помощью
вдохновения, а не формального размышления. Вследствие этого его действия
иногда могут озадачить наблюдателей, работающих на обычном уровне
сознания, и тем не менее, результаты их будут правильными.
← Тонкости Муллы Насреддина 3 | Тонкости Муллы Насреддина 5 → |
---|
Последние новости:
- 26/04/2012 19:20 - Тонкости Муллы Насреддина 9
- 26/04/2012 19:10 - Тонкости Муллы Насреддина 8
- 26/04/2012 19:04 - Тонкости Муллы Насреддина 7
- 26/04/2012 18:54 - Тонкости Муллы Насреддина 6
- 26/04/2012 18:49 - Тонкости Муллы Насреддина 5
Предыдущие статьи:
- 26/04/2012 18:29 - Тонкости Муллы Насреддина 3
- 26/04/2012 17:39 - Тонкости Муллы Насреддина 2
Обновлено (26.04.2012 18:44)