Социальная сеть
Каталог разделов
- Главная
- Буддизм
- Мир православия
- Экология Человека
- Концертный зал
- Своя колея
- Страна мастеров духа
- Христианские фильмы
- Загадки Истории книги
- Загадки Истории видео
- Страна Литературия
- Сборник стихов и прозы
- Лекторий "Клуб мудрецов"
- Библиотека философии
- Размышления на тему
- Дорогие сердцу книги
- Документальное видео
- Художественное кино
- Программы для сайта и чтения PDF книг
Вход/Регистрация
Войти
Регистрация
Бюро знакомств
Подписка/рассылка
Сейчас на сайте
Сейчас 350 гостей онлайн
26.04.2012 18:49 | Автор: Kanif_Baul
( 0 Голосов )
Одна из насреддиновских историй, показывающая, как суфии добиваются правильных
результатов с помощью специальной техники (которая для непосвященных
является "неправильным методом"), во многом объясняет кажущуюся
эксцентричность суфиев:
"К Насреддину, исполняющему обязанности судьи, пришли два человека. Один
из них сказал: "Этот человек укусил меня за ухо, и я требую компенсации".
Другой заявил: "Он сам себя укусил", Насреддин отложил разбирательство и
удалился в свои апартаменты, где провел полчаса, пытаясь укусить себя за
ухо. Это привело к тому, что он упал и разбил себе лоб. После этого он
вернулся в присутствие.
"Проверьте человека с укушенным ухом, - приказал Насреддин, - если у него
разбит лоб, значит, он сам себя укусил и на этом дело будет исчерпано.
Если же это не так, значит, укусил другой, а пострадавшему должно быть
выплачено три слитка серебра".
Правильное решение было вынесено с помощью, казалось бы, нелогичных
методов.
В этом рассказе Насреддин находит правильный ответ независимо от внешней
логики событий и ситуаций.
В другой истории Насреддин, играющий роль глупца (суфии называют это
"путем упрека"), в яркой форме показывает, что из себя представляет
обычное человеческое мышление:
"Один человек предложил Насреддину угадать, что у него в руке.
"Назови мне хоть одну примету", - попросил мулла.
"Я назову несколько. - сказал шутник. - Форма и размеры этого предмета
напоминают яйцо, у него вкус и запах яйца: внутри он белый и желтый. В
сыром виде внутри него находится жидкость, которая твердеет от нагревания.
Более того, этот предмет снесла курица..."
"Знаю! - перебил мулла. - Это, наверное, какое-нибудь пирожное?"
Я попытался провести подобный эксперимент в Лондоне. В трех табачных
лавках подряд я просил продать мне "цилиндры из бумаги, наполненные
частицами табака, длиной около 3 дюймов, упакованные в картон, на котором
может быть что-нибудь напечатано".
Никто из этих людей, торгующих сигаретами целый день, не смог понять, чего
же я хотел. Двое из них направили меня в другие места, один - к своему
оптовику, а другой - в магазин, специализирующийся на экзотических
предметах импорта для курильщиков. Возможно, что слово "сигарета" является
совершенно необходимым для описания бумажных цилиндров, наполненных
табаком, но этот способ, зависящий от ассоциаций, нельзя использовать
точно так же, если речь идет о восприятиях. Ошибка заключается в попытках
переноса одной из форм мышления, великолепно применимой в определенных
случаях, в другой контекст и стремлении использовать ее в
несоответствующих условиях.
Руми приводит рассказ, напоминающий насреддиновскую историю с яйцом, но
выделяющий другой важный момент. "Сын одного царя был отдан на воспитание
мистическим учителям, которые через некоторое время сообщили, что уже
ничему больше не могут научить его. Для того чтобы проверить его, отец
предложил ему отгадать, что у него у руке. "Эта вещь круглая,
металлическая и желтая - должно быть это решето", - сказал мальчик".
Суфизм настаивает на сбалансированном развитии внутреннего восприятия и
обычного человеческого поведения.
Как мы уже видели, суфий отрицает предположение о том, что любой живой
человек является восприимчивым. Человек может быть клинически жив и в то
же время мертв, с точки зрения способности к восприятию. Ни логика, ни
философия не помогут ему обрести эту способность. Один из аспектов
приводимого ниже рассказа иллюстрирует это:
"Мулла рассуждал вслух: "Как я смогу узнать, жив я или уже умер?" Его жена
сказала: "Не будь таким глупцом; когда ты умрешь, у тебя похолодеют
конечности".
Вскоре после этого Насреддин рубил дрова в лесу. Была зима и он вдруг
почувствовал, что у него похолодели руки и ноги.
"Я, конечно, умер, - подумал он - и мне надо бросать работу, потому что
мертвецы не работают".
Насреддин не только бросил работу, но и улегся на землю, потому что
мертвецы не ходят.
Вскоре появилась стая волков и начала нападать на осла Нареддина,
привязанного к дереву.
"Продолжайте, пользуйтесь тем, что я умер, - подумал мулла, не вставая с
места, - но если бы я был жив, я бы не допустил таких вольностей со своим
ослом".
Подготовку ума суфия нельзя считать завершенной, пока человек не поймет,
что он должен что-то сделать для себя самостоятельно, и не прекратит
думать, что другие смогут это сделать за него. Насреддин как бы
рассматривает обычного человека через
свое увеличительное стекло:
"Однажды Насреддин заглянул в лавку человека, торговавшего всякой
всячиной.
"У тебя есть кожа?"
"Да!"
"А гвозди?"
"Да!"
"А краска?"
"Тоже есть".
"Так почему же ты не пошьешь себе пару башмаков?"
В этом рассказе подчеркивается роль мистического учителя, особенно важная
в суфизме, создающего все условия для того, чтобы будущий искатель начал
что-нибудь делать для себя. Под этим "что-нибудь" подразумевается "работа
над собой" под чьим-нибудь руководством, являющаяся важнейшей
отличительной чертой суфийской системы.
Суфийский поиск невозможно успешно завершить в неподходящей компании.
Насреддин подчеркивает это в рассказе о несвоевременном приглашении:
"Было уже поздно, но мулла все еще беседовал со своими друзьями в чайхане.
Выйдя оттуда, все почувствовали голод. "Я приглашаю всех поужинать у
меня", - сказал Насреддин, не подумав о последствиях.
Когда компания уже почти подошла к его дому, Насреддин подумал, что не
мешало бы пойти вперед и предупредить жену. "Постойте здесь, а я пойду и
предупрежу ее", - сказал он друзьям.
Когда Насреддин- обо всем рассказал жене, она воскликнула:
"В доме ничего нет! Как ты посмел пригласить этих людей!"
Мулла поднялся наверх и спрятался. Через некоторое время голод заставил
людей подойти к дому и начать стучать.
Жена Насреддина ответила: "Муллы нет дома!"
Гости закричали: "Но мы же видели, как он входил в эту дверь!"
Жена муллы ничего не могла сказать в ответ.
Охваченный беспокойством Насреддин, наблюдавший за спором из верхнего
окна, высунулся наружу и сказал: "А разве я не мог выйти из дома с черного
хода?"
← Тонкости Муллы Насреддина 4 | Тонкости Муллы Насреддина 6 → |
---|
Последние новости:
- 27/02/2014 19:05 - Мудрые цитаты из нашей жизни
- 26/04/2012 19:20 - Тонкости Муллы Насреддина 9
- 26/04/2012 19:10 - Тонкости Муллы Насреддина 8
- 26/04/2012 19:04 - Тонкости Муллы Насреддина 7
- 26/04/2012 18:54 - Тонкости Муллы Насреддина 6
Предыдущие статьи:
- 26/04/2012 18:38 - Тонкости Муллы Насреддина 4
- 26/04/2012 18:29 - Тонкости Муллы Насреддина 3
- 26/04/2012 17:39 - Тонкости Муллы Насреддина 2
Обновлено (26.04.2012 18:52)